Сертификация для маркетплейсов
Государство всегда должно стоять на страже интересов своих граждан. Человек, который приобретает товары на маркетплейсе, должен быть уверен в том, что они качественны и безопасны. А как он может это определить? Права покупателей защищает государство, которое обязывает продавцов приобретать один из трех видов документов, чтобы иметь право торговать. К ним относятся:
- 1Сертификат соответствия.
- Декларация соответствия.
- Отказное письмо.
Сертификация для маркетплейсов обязательна. Продажа товаров без разрешительной документации карается большими штрафами.
Нормативная база государства для сертификации товаров
Сертификацию и декларирование товаров регламентируют:
- Постановление правительства Российской Федерации от 23.12.2021 №2425;
- Гражданский Кодекс РФ;
- Закон «О защите прав потребителей».
Это основные нормативные документы, на которые опираются маркетплейсы, когда требуют у продавцов разрешительные сертификаты.
Выдачей документов занимаются ГОСТ, ТР ТС и Роспотребнадзор. Продавцов маркетплейсов больше интересует ГОСТ.
Чем отличаются документы
Три документа, выдаваемые продавцам на маркетплейсах, различаются.
Сертификат соответствия
Этот документ удостоверяет качество и безопасность товара. Сертификат указывает на то, что продукт полностью соответствует действующим нормам ГОСТа. Для его получения продавец должен доставить на экспертизу в специальный центр образец товара. После проведенных исследований в случае соответствия продукта предъявляемым требованиям выдается сертификат. За достоверность экспертизы отвечает организация, которая ее проводит.
Документ выдается на продажу определенных товаров, которые входят в перечень. Дальновидные производители стараются получить сертификаты на продукцию, которую не нужно сертифицировать. Такой ход повышает степень доверия потребителей к продукции.
Сертификация товаров для маркетплейса носит временный характер. ГОСТ действителен в течение трех лет. С сертификатом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) можно торговать пять лет. ГОСТ действует только в России. Документ ЕАЭС признается в странах, входящих в это сообщество. Его нельзя получить добровольно.
Как получить декларацию, на какие товары она распространяется
Декларация удостоверяет, что продукция соответствует тем требованиям, которые предъявляются к ним в нормативных документах. Ответственность за достоверность сведений, приведенных в декларации, несет заявитель. Порядок оформления прост и не требует проведения никакой экспертизы. Организация выдает декларацию, основываясь на документы, предоставленные компанией-заявителем.
Оформление декларации обязательно для продукции, зафиксированную на законной основе. Добровольное получение этого документа законодательство РФ не предусматривает. Срок действия декларации определяет технический регламент.
Список товаров, для продажи которых нужна декларация, достаточно длинный. По Постановлению Правительства Российской Федерации под номером 2425 в этот список входят следующие категории товаров:
- хозяйственная посуда из нержавеющей и эмалированной стали, алюминия;
- лакокрасочные средства и изделия из прорезиненных материалов;
- моющие средства и бытовая химия;
- термосы, обои;
- мелкая галантерея, средства для дезинфекции.
При возникновении сомнений в целесообразности получения декларации соответствия на тот или иной товар следует воспользоваться услугами службы поддержки своего маркетплейса или обратиться в профильный центр.
Отказное письмо
Есть товары для маркетплейсов, не подлежащие сертификации. Но это не значит, что можно продавать товары без документа. Селлеру нужно получить отказное письмо, которое подтвердит его право реализовать товар без сертификата и декларации. В письмо можно включить десять наименований. Процедура проверки продукции проходит по максимально упрощенной схеме. Заявителю нужно подать документы в один из профильных центров. Письмо выдается сразу после их проверки.
Вот перечень товаров, которые не подлежат сертификации и декларированию:
- разнообразные аксессуары для волос (ободки, резинки);
- аксессуары для телефонов;
- канцелярские товары, офисная бумага и бижутерия;
- картины, сувенирные магниты, зонты, зеркала;
- украшения для елки и интерьера;
- неэлектрические массажеры для тела и лица;
- кухонная утварь: скалки, венчики, доски для розделки;
- пряжа для шитья и рукоделия;
- свечи, информационные таблички;
- ароматизаторы воздуха.
Действие отказного письма ограничено одним годом. В тех случаях, когда срок действия не обозначен, этим документом можно пользоваться до появления изменений в российском законодательстве.
Когда нужно предоставлять подтверждающие документы
Если продавец маркетплейса уже подготовил нужные документы, лучше их сразу загрузить, используя для этого личный кабинет. Это избавит селлера от нежелательных проблем с потребителями. Жалобы об отсутствии документов потребители могут подать на селлеров в любой момент.
Если маркетплейс попросит документы на проверку, это нужно сделать за три дня. В противном случае продажу товаров могут заблокировать до решения проблемы. Некоторые маркетплейсы не открывают доступ к определенным видам товаров до загрузки продавцами документов. Эти правила в основном касаются следующих категорий товаров:
- витамины и БАДы;
- детские удерживающие устройства для автомобилей, продукты для малышей до трех лет;
- химикаты сельскохозяйственного назначения и пестициды;
- пиротехнические товары I-III классов опасности;
- товары близкие к оружию: пневматические винтовки и пистолеты.
Списки таких товаров могут варьироваться в зависимости от торгующей платформы. Туда могут включить фотоэпиляторы, нелекарственные медицинские препараты. Продавцам на маркетплейсах всегда нужно быть в курсе всех изменений, происходящих в области сертификации и декларирования. Такую информацию предоставляют в личные кабинеты своим селлерам маркетплейсы в виде уведомлений или новостей.
Возможные последствия при работе без документов
Не так страшно, если потребитель выразит недовольство торговой площадке. Куда хуже, когда он обращается с жалобой в контролирующий орган. В этом случае ждите проверок.
Внимание: по статье 14.45 Кодекса об административных нарушениях РФ штраф за продажу без соответствующих разрешительных сертификатов достигает 300 тысяч рублей.
Хотя этот штраф налагается на торгующую платформу, по условиям договора его оплатит продавец, нарушивший правила. Более того, маркетплейс может добавить к штрафу свои санкции.
Каков порядок проведения сертификации и декларирования, какие документы нужны
Во всех регионах Российской Федерации имеются центры, которые оказывают услуги по сертификации продукции для маркетплейсов. Прежде чем приступить к процедуре, нужно найти такую организацию. Обратите внимание на следующие моменты:
- сколько лет центр осуществляет деятельность;
- какие имеет отзывы;
- имеется ли официальное разрешение.
Когда вы убедитесь в надежности выбранной организации, займитесь сбором необходимых вам документов. Чтобы получить сертификат ГОСТ, необходимо собрать следующие документы:
- свидетельство ОГРН, ИНН компании-заявителя;
- документы с основными характеристиками товара;
- заявка с подписью руководителя компании.
Список рекомендуется уточнить заранее, чтобы не потерять лишнее время. В некоторых случаях требуются дополнительные документы:
- результаты испытаний разных уровней;
- документ о госрегистрации;
- сертификат управления и контроля качества ISO;
- сертификат о пожарной безопасности.
Процедура получения сертификата самостоятельно сопряжена со сложностями. Неискушенному человеку приходится особенно трудно. Если нет уверенности в своих знаниях, лучше доверить оформление документов специальным центрам.
Порядок получения сертификата состоит из 10 последовательных действий:
- Подача заявления.
- Предоставление документов.
- Изучение заявки центром по сертификации.
- Исследования образцов в лаборатории.
- Оценка продукции специалистами на предмет ее производства и реализации на рынке.
- Анализ производственного цикла (если нужно).
- Подготовка протокола проведенных испытаний и анализа.
- Составление заключения о выдаче сертификата.
- Регистрация и выдача документа заявителю в случае положительного решения.
- Маркировка продукта, дающая право на его производство и продажу в границах ЕАЭС.
Подготовка документа занимает немало времени. Но оно того стоит. Положительный результат 100% гарантирует высокое качество, полезность и безопасность.
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь на обработку персональных данных.